главная | новости сайта | фотоальбом | каталог винила | каталог сайтов | интервью | гостевая книга

Моя любимая музыка ретро

Александр Шапиро
ВИА | группы | исполнители | шансон | музыка кино | школьные | военные | патефон | саксофон | зарубежные | юмор

Интервью сайта - Александр Фрумин

Интернет-мост Москва - Санкт-Петербург.
Сегодня мы не просто заглянем в прошлое российской музыки, а в прошлое её очень интересной составляющей - шансона.
В гостях у сайта "Моя любимая музыка" основатель и руководитель студии "Ночное такси" Александр Фрумин. Александр - продюсер, коллекционер, один из организаторов радио «Шансон», родился и проживает в Санкт-Петербурге. С 1994 года студия «Ночное такси» выпустила около двухсот номерных альбомов исполнителей жанра «русский шансон», это:  Александр Розенбаум, Михаил Круг, Трофим (Сергей Трофимов), Слава Бобков, Зиновий Бельский, Виталий Аксенов, Татьяна Кабанова, Владимир Асмолов и многие-многие другие. Именно на студии «Ночное такси» в 1994 году Александр Фрумин вновь собрал легендарный ансамбль «Братья Жемчужные», там же был записан первый официальный альбом группы «10 песен через 20 лет». И члены коллектива на много лет стали штатными музыкантами студии. Так же реставрируются и издаются концертные и гитарные альбомы Аркадия Северного, выпущен альбом ремиксов. С 2004 года на «Ночном такси» записывают и выпускаются видео-фильмы в стандарте DVD, которых уже свыше семидесяти.
А нас, как сайт посвященный музыке 70-80 годов, как раз и интересует тот период, в том числе и шансон того периода, когда он еще не имел названия и не включал в себя так много стилей и направлений, как сейчас.
- Александр, с чего же всё таки начинался русский шансон, как жанр?
- Убежден, что жанра «русский шансон» не существует. Эту музыку правильнее называть - стиль шансон по-русски. Началось это все 100 лет назад, когда великий Александр Вертинский, впервые для России, вышел на сцену кабаре в качестве автора-исполнителя собственных песен. Причем, сразу был запрещен. Происходило все это в 1916 г., еще при царе-батюшке. Авторские песни Вертинского не подходили под каноны тогдашней эстрады. Они были так же смелы, как много лет спустя песни В. Высоцкого и А. Северного. Впрочем, и коммунистам Вертинский тоже близким не стал: после романса «На смерть юнкеров» его вызвали в ЧК. На дворе стоял 1918 год. На юге России разворачивалось белое движение. Он решил бежать туда. После этого – Константинополь, Париж, Нью-Йорк, Шанхай. Однако, великого автора полюбил, слушая его нелегально ввезенные в СССР пластинки, сам Иосиф Виссарионович. А. Вертинский настолько любил Россию, что просил вождя и учителя о возвращении советского гражданства. Сталин не отказал, и в 1944 г. А. Вертинский вернулся в Россию. Глубоко убежден, что шансон по-русски начался именно с него.
А.Фрумин
- Какое личное участие Вы приняли в формировании этого жанра?
- Я принял скромное участие скорее не в формировании этого музыкального стиля, а в его структурировании и, если хотите, легализации и индустриализации. Студию «Ночное такси» я открыл в октябре 1985 г. Трудно представить, что с тех пор прошло уже четверть века. Основной задачей Студии всегда было и есть поддержка и развитие настоящей российской авторской песенной культуры. Это не громкие слова, а принцип нашей жизни.
Самую большую радость я испытываю от того, что миллионы людей в России и за рубежом знают о том, что есть шансон по-русски, создают и слушают эту музыку. И меня радует, что введенный в общеупотребительный оборот мною термин теперь привычен для всех. Я совершенно не претендую ни на какую монополию на название, хотя произнес его и напечатал первым в 1994 г. Моя Студия также не может являться монополистом на рынке шансона по-русски, хотя она же его и открыла первой. Просто Студия «Ночное такси» - самая крупная в России профессиональная продюсерская компания, которая занимается только этой музыкой. Начиная с 1994 г., мы издаем шансон на CD, с 2004г. – на DVD, с 2009г. – на Blu-ray. Держим эфир собственных радио и теле программ, и целую производственную систему с заводом оптической репликации и дистрибьюцией для распространения этой музыки.
- Все мы помним, как появились на кассетах первые записи песен Александра Розенбаума из серии "Гоп-стоп", а что было дальше?
- Первые записи А. Розенбаума были сделаны ленинградским коллекционером М. Крыжановским в 1981 г. Затем, уже с «Братьями Жемчужными», его записывал С. Маклаков. Эти подпольные альбомы стали очень популярными в период с 1982 по 1985 гг.
Я лично знаком с Александром Розенбаумом с 1984г. Записывал, путешествуя за ним по концертам, многие его выступления. Потом дарил кассеты автору. В 1994 г. я принял решение о создании радиопрограммы «Ночное такси» для FM-радио. В том же году мы одними из первых приобрели цифровое оборудование для производства звукозаписи. Таким образом, мы смогли выпускать самый современный носитель того времени – CD. Самым первым музыкантом, приглашенным для интервью в эфир «Ночного такси», естественно, стал Александр Розенбаум. После этой встречи я предложил ему все новые альбомы записывать в нашей Студии. Он согласился, и в течение 1994-2002 гг. все его альбомы записывались у нас. Также мы восстановили все его старые записи, и в 2000г. выпустили «Золотую серию» из 22 альбомов. С Александром Розенбаумом мы работаем и дружим по сей день.
2003 г.
А. Розенбаум и А. Фрумин, 2003 г.
А. Розенбаум и А. Фрумин
- Когда Вы впервые познакомились с творчеством Михаила Круга и с ним лично?
- С Михаилом Кругом я познакомился в 1994 г. – один из слушателей моей радиопрограммы привез из Твери первый его, еще официально не изданный, альбом «Жиган-Лимон». Песни меня заинтересовали, я познакомился с Михаилом лично, и пригласил его в Питер. Он приехал ко мне впервые для участия в моем эфире и концерте, посвященном первой годовщине эфира «Ночного такси», в феврале 1995 г. Мы дружили вплоть до его трагического ухода из жизни в 2002 г. Мы записали его альбом «Живая струна» (1996 г.), часть альбома «Зеленый прокурор» (1995-1996 гг.), за год до его гибели начали писать альбом памяти А. Северного (только 2 песни: «Студентка» и «Хаим», которые были изданы уже после его ухода из жизни). Мы сделали первые его гастроли за границей, в Германии, в 1997 г. Это был вообще его первый выезд за границу. Первый его концерт за пределами Твери тоже организован нами – концерт памяти А. Северного 12 апреля 1995 г. Хороший он был парень, удивительно порядочный и верный. Ни одного его концерта без моего участия в Питере не было никогда. Всегда звонил и говорил: «Санька, без тебя на сцену не выйду, приезжай, брат…». Последнее в своей жизни интервью он дал мне за пять недель до смерти, в «Ночном такси». Год назад мы выпустили на CD и DVD все наши архивы с Михаилом Кругом в серии «Золото шансона». Светлая ему память…
2001 г.
М. Круг, А. Фрумин, В. Худошин, Н. Резанов, 2001 г.
М. Круг, А. Фрумин,
В. Худошин, Н. Резанов
- Расскажите немного о творчестве братьев Жемчужных в 70-80 года и сейчас?
- «Братья Жемчужные» под управлением Николая Резанова появились на магнитофонах в 1974 г. Н. Резанов – профессиональный музыкант, игравший до того разную музыку. Начинал в рок-группе «Лесные братья», работал в различных ВИА, затем в оркестре Иосифа Вайнштейна, где и получил забавный псевдоним «Жемчужный», хотя цыганом никогда не был. Ленинградский коллекционер С. Маклаков уговорил Н. Резанова и его музыкантов из ресторана «Парус», где он тогда работал, записать первый альбом. Запись получила невероятную популярность, и, в марте 1975 г., Маклаков организовал первую запись «Братьев Жемчужных» с Аркадием Северным. С тех пор, до 1980 г., коллектив Н. Резанова записал с А. Северным более 30 концертов. Я нашел Николая Резанова в 1993 г. Мы подружились, я предложил воссоздать «Братьев Жемчужных». Он согласился, и, по моему приглашению, стал штатным сотрудником Студии «Ночное такси». В течение 13 лет, до своей смерти в 2006 г., он работал у нас. Все студийные альбомы разных исполнителей, записанные у нас за эти годы, созданы с его участием. Он привел в нашу Студию и ныне работающих у нас В. Смирнова и А. Дулькевича.
2000 г.
На могиле А. Северного: Н. Корниенко, Н.Резанов, С.Маклаков, С.Соколов 2000 г.
На могиле А. Северного:
Н. Корниенко, Н.Резанов,
С.Маклаков, С.Соколов
- Пересекались ли Вы с Аркадием Северным? И как пришла идея проводить фестивали им. Аркадия Северного?
- С Аркадием Северным я лично знаком не был. Собирал его записи, восстанавливал их. Когда впервые решил издать их на CD (в 1994 г.), стал искать наследников. Так познакомился с его дочерью Наташей, которая впоследствии стала моей женой. У нас 12-летний сын Аркадий, названный в честь деда. Моя Студия управляет всеми авторскими и смежными правами А. Северного уже в течение 16 лет, по генеральной доверенности от Наталии Звездиной, дочери великого российского певца.
Идея проводить фестивали памяти Аркадия Северного пришла мне в 1994 г. За основу я взял знаменитый концерт А. Розенбаума и «Братьев Жемчужных», посвященный его памяти. Мы сделали этот фестиваль ежегодным и сценическим, а не студийным. Проводим его всегда в Санкт-Петербурге, в первой половине апреля ежегодно (А. Северный умер 12 апреля 1980 г.). В этом году, 14 апреля 2010 г., пройдет уже 15 такой концерт. Все это снимем, как и всегда, на видео, издадим DVD и Blu-ray, а покажем на ТВК «Ля-Минор» (НТВ+).
1996 г.
Н.Резанов, Н.Звездина, А.Фрумин, С.Маклаков, 1996 г.
Н.Резанов, Н.Звездина,
А.Фрумин, С.Маклаков
- Как появилась Ваша студия?
- Студия «Ночное такси» была организована мною в октябре 1985 г. Начинали, естественно, у меня дома. По сей день не представляю, как это выдержали мои мама и папа. Жили не в хоромах, а в обычной трехкомнатной квартире 9-этажного панельного дома в Ленинграде. Я работал и учился в Ленинградском издательско-полиграфическом техникуме по специальности «издательское корректирование», работал в крупной типографии: ЛПО «Типография им. Ивана Федорова», что характерно, по специальности. Затем я перенес Студию на территорию типографии и зарегистрировал ее как юридическое лицо. Занимались первоначально сбором старых записей шансона по-русски, восстанавливали их и показывали людям на дискотеках. У нас была традиция: все медленные танцы – только шансон по-русски (А. Северный, А. Розенбаум, М. Шуфутинский, и др.). Мы это делали в Ленинграде первыми. С 1988 г. стали записывать музыкантов сами. Первый альбом – ленинградский автор А. Духовской. С 1992 г. Студия располагалась в ДК фабрики «Большевичка». В 1993 г. занялись радиовещанием, естественно, не забывая об основной деятельности. Открыли вторую в Санкт-Петербурге FM-радиостанцию – Радио РОКС. В ее эфире впервые в России появилась радиопрограмма «Ночное такси» (18 февраля 1994 г.). Ну а дальше Вы все знаете.
- Ваше личное понятие жанра шансон по-русски?
- Я воспринимаю стиль шансон по-русски как большое направление современной российской культуры, включающее в себя много субжанровых направлений: городской романс, традиционную авторскую песню, авторскую акустическую рок-музыку, а также ретро-эстраду начала-середины XX века и песни русской эмиграции. Для меня слова А. Розенбаума «Стихи и музыка – не разделяю вас» - удачное определение темы, хотя, для шансона по-русски стихи, сюжет – основа. Музыкальный ряд, на мой взгляд, должен соответствовать традиции французского шансона – мелодизм, достигаемый с помощью серьезной работы «живых» музыкантов.
- Над чем Вы работаете сейчас?
- Мы ведем большую работу по восстановлению и изданию записей шансона по-русски 1970-х -1980-х гг., начиная с 1994 г. Мы обладаем одной из самых мощных в России цифровых студий для восстановления архивных фонограмм. Эту огромную работу мы производим постоянно. За этот период мы издали в великолепном качестве на CD более 30 альбомов А. Северного, все архивные альбомы А. Розенбаума, все старые записи
В. Крестовского и «Братьев Жемчужных». В 2009 г. мы произвели выпуск серии «Золото шансона», в которой тематические сборники А. Северного, В. Крестовского, «Братьев Жемчужных» периода 1970-х -1980-х гг.
- Будет ли Ваша продукция, я имею ввиду и альбомы, и DVD, и Blu-ray связаны с восстановлением записей прошлого столетия?
- В настоящее время все деятельность Студии отражена на нашем сайте www.shansonspb.ru. В этом интервью рассказать обо всем просто невозможно. Если кратко, то занимаемся хорошей певицей Ольгой Стельмах; регулярно снимаем видео для DVD; первыми в России, с декабря 2009 г., стали выпускать Blu-ray; в апреле проводим очередной, 15 Фестиваль А. Северного в Санкт-Петербурге.
- А не вспомните какой нибудь интересный случай, курьёз, связанный с Вашим сотрудничеством с нашими мэтрами шансона?
Когда мы записывали в 1999 г. альбом "Транссибирская магистраль" с Александром Розенбаумом мы впервые для аранжировки применили самую передовую программу того времени: LOGIC. Программа открывала невероятные, для того времени, возможности по аранжировке, синхронизации и редактуре. На записи произошел забавный случай, как раз связанный с возможностями LOGICа.
А. Розенбаум записывал с гитарой песню «Зима». Он пел ее у нас в Студии впервые. Спел хорошо, и ушел курить. Пока Розенбаум курил, наш веселый аранжировщик Виктор Смирнов, используя возможности LOGICа, в синхрон с исполнением автора сыграл за басиста и барабанщика. А когда вернулся Розенбаум, он попросил включить записанное. Розенбаум пришел в восторг от получившегося и сказал: «Ребята, вот слушал сейчас и понял - какой же я офигенный гитарист!». Мы просто взорвались от смеха, хотя гитарист он действительно хороший: «Саша, с тобой в долю уже сыграл электронный басист и барабанщик!!!».
О других подобных курьёзах можно узнать на нашем сайте, мы это периодически выкладываем.
2003 г.
А.Фрумин и А.Розенбаум, 2003 г.
А.Фрумин и А.Розенбаум

- Что бы Вы могли пожелать любителям ретро, посетителям нашего сайта?
- Пожелание аудитории этого сайта: оставайтесь всегда смелыми людьми, не верьте коммерциализации современной музыки – все пройдет, а хорошая музыка вечна!

Ночное таксиАлександр Аверьянов
Москва - Санкт-Петербург.  24 февраля 2010 года.

Сайт студии "Ночное такси"

Приложения по теме:

1. В интервью использованы эксклюзивные, ранее не публиковавшиеся фотографии из личного архива А. Фрумина.

2. Некоторые песни от героев этого интервью, расположенные на этом сайте:

Аркадий Северный - Поспели вишни

Братья Жемчужные - Окурочек
Виталий Крестовский - Чемоданчик
Александр Розенбаум - Гоп-стоп


3. Ссылки на альбомы Студии "Ночное такси":

альбомы Аркадия Северного
альбомы Александра Розенбаума
альбомы Михаила Круга

Материалы интервью принадлежат сайту "Моя любимая музыка", перепечатка и любое использование запрещены.

Рейтинг@Mail.ru Размещено на народе Google PR индекс цитирования

Моя любимая музыка ретро

создание сайта Aver2000 e-mail: aver2000@narod.ru карта сайта aver2000 © Москва, 2001 г.
Hosted by uCoz