Интервью сайта - Александр Фрумин
|
|
|
|
|
|
Интернет-мост Москва - Санкт-Петербург.
Сегодня мы не просто заглянем в прошлое российской музыки, а в прошлое её
очень интересной составляющей - шансона.
В гостях у сайта "Моя любимая музыка"
основатель и руководитель студии "Ночное такси" Александр Фрумин. Александр
- продюсер, коллекционер, один из организаторов радио «Шансон», родился и
проживает в Санкт-Петербурге. С 1994 года студия «Ночное такси» выпустила
около двухсот номерных альбомов исполнителей жанра «русский шансон», это: Александр Розенбаум, Михаил Круг, Трофим (Сергей Трофимов), Слава Бобков,
Зиновий Бельский, Виталий Аксенов, Татьяна Кабанова, Владимир Асмолов и
многие-многие другие. Именно на студии «Ночное такси» в 1994 году Александр
Фрумин вновь собрал легендарный ансамбль «Братья Жемчужные», там же был
записан первый официальный альбом группы «10 песен через 20 лет». И члены
коллектива на много лет стали штатными музыкантами студии. Так же
реставрируются и издаются концертные и гитарные альбомы Аркадия Северного,
выпущен альбом ремиксов. С 2004 года на «Ночном такси» записывают и
выпускаются видео-фильмы в стандарте DVD, которых уже свыше семидесяти.
А нас, как сайт посвященный музыке 70-80 годов, как раз и интересует тот
период, в том числе и шансон того периода, когда он еще не имел названия и
не включал в себя так много стилей и направлений, как сейчас. |
|
- Александр, с чего же всё таки начинался русский шансон, как жанр?
- Убежден, что жанра «русский шансон» не существует. Эту музыку правильнее
называть - стиль шансон по-русски. Началось это все 100 лет назад, когда
великий Александр Вертинский, впервые для России, вышел на сцену кабаре в
качестве автора-исполнителя собственных песен. Причем, сразу был запрещен.
Происходило все это в 1916 г., еще при царе-батюшке. Авторские песни
Вертинского не подходили под каноны тогдашней эстрады. Они были так же
смелы, как много лет спустя песни В. Высоцкого и А. Северного. Впрочем, и
коммунистам Вертинский тоже близким не стал: после романса «На смерть
юнкеров» его вызвали в ЧК. На дворе стоял 1918 год. На юге России
разворачивалось белое движение. Он решил бежать туда. После этого –
Константинополь, Париж, Нью-Йорк, Шанхай. Однако, великого автора полюбил,
слушая его нелегально ввезенные в СССР пластинки, сам Иосиф Виссарионович.
А. Вертинский настолько любил Россию, что просил вождя и учителя о
возвращении советского гражданства. Сталин не отказал, и в 1944 г. А.
Вертинский вернулся в Россию. Глубоко убежден, что шансон по-русски начался
именно с него. |
|
|
- Какое личное участие Вы приняли в формировании этого жанра?
- Я принял скромное участие скорее не в формировании этого музыкального
стиля, а в его структурировании и, если хотите, легализации и
индустриализации. Студию «Ночное такси» я открыл в октябре 1985 г. Трудно
представить, что с тех пор прошло уже четверть века. Основной задачей Студии
всегда было и есть поддержка и развитие настоящей российской авторской
песенной культуры. Это не громкие слова, а принцип нашей жизни.
Самую большую радость я испытываю от того, что миллионы людей в России и за
рубежом знают о том, что есть шансон по-русски, создают и слушают эту
музыку. И меня радует, что введенный в общеупотребительный оборот мною
термин теперь привычен для всех. Я совершенно не претендую ни на какую
монополию на название, хотя произнес его и напечатал первым в 1994 г. Моя
Студия также не может являться монополистом на рынке шансона по-русски, хотя
она же его и открыла первой. Просто Студия «Ночное такси» - самая крупная в
России профессиональная продюсерская компания, которая занимается только
этой музыкой. Начиная с 1994 г., мы издаем шансон на CD, с 2004г. – на DVD,
с 2009г. – на Blu-ray. Держим эфир собственных радио и теле программ, и
целую производственную систему с заводом оптической репликации и
дистрибьюцией для распространения этой музыки. |
|
- Все мы помним, как появились на кассетах первые записи песен Александра
Розенбаума из серии "Гоп-стоп", а что было дальше?
- Первые записи А. Розенбаума были сделаны ленинградским коллекционером
М. Крыжановским в 1981 г. Затем, уже с «Братьями Жемчужными», его записывал
С. Маклаков. Эти подпольные альбомы стали очень популярными в период с 1982
по 1985 гг.
Я лично знаком с Александром Розенбаумом с 1984г. Записывал, путешествуя за
ним по концертам, многие его выступления. Потом дарил кассеты автору. В 1994
г. я принял решение о создании радиопрограммы «Ночное такси» для FM-радио. В
том же году мы одними из первых приобрели цифровое оборудование для
производства звукозаписи. Таким образом, мы смогли выпускать самый
современный носитель того времени – CD. Самым первым музыкантом,
приглашенным для интервью в эфир «Ночного такси», естественно, стал
Александр Розенбаум. После этой встречи я предложил ему все новые альбомы
записывать в нашей Студии. Он согласился, и в течение 1994-2002 гг. все его
альбомы записывались у нас. Также мы восстановили все его старые записи, и в
2000г. выпустили «Золотую серию» из 22 альбомов. С Александром Розенбаумом
мы работаем и дружим по сей день. |
2003 г.
А. Розенбаум и А. Фрумин |
|
- Когда Вы впервые познакомились с творчеством Михаила Круга и с ним лично?
- С Михаилом Кругом я познакомился в 1994 г. – один из слушателей моей
радиопрограммы привез из Твери первый его, еще официально не изданный,
альбом «Жиган-Лимон». Песни меня заинтересовали, я познакомился с Михаилом
лично, и пригласил его в Питер. Он приехал ко мне впервые для участия в моем
эфире и концерте, посвященном первой годовщине эфира «Ночного такси», в
феврале 1995 г. Мы дружили вплоть до его трагического ухода из жизни в 2002
г. Мы записали его альбом «Живая струна» (1996 г.), часть альбома «Зеленый
прокурор» (1995-1996 гг.), за год до его гибели начали писать альбом памяти
А. Северного (только 2 песни: «Студентка» и «Хаим», которые были изданы уже
после его ухода из жизни). Мы сделали первые его гастроли за границей, в
Германии, в 1997 г. Это был вообще его первый выезд за границу. Первый его
концерт за пределами Твери тоже организован нами – концерт памяти А.
Северного 12 апреля 1995 г. Хороший он был парень, удивительно порядочный и
верный. Ни одного его концерта без моего участия в Питере не было никогда.
Всегда звонил и говорил: «Санька, без тебя на сцену не выйду, приезжай,
брат…». Последнее в своей жизни интервью он дал мне за пять недель до
смерти, в «Ночном такси». Год назад мы выпустили на CD и DVD все наши архивы
с Михаилом Кругом в серии «Золото шансона». Светлая ему память… |
2001 г.
М. Круг, А. Фрумин,
В. Худошин, Н. Резанов |
|
- Расскажите немного о творчестве братьев Жемчужных в 70-80 года и сейчас?
- «Братья Жемчужные» под управлением Николая Резанова появились на
магнитофонах в 1974 г. Н. Резанов – профессиональный музыкант, игравший до
того разную музыку. Начинал в рок-группе «Лесные братья», работал в
различных ВИА, затем в оркестре Иосифа Вайнштейна, где и получил забавный
псевдоним «Жемчужный», хотя цыганом никогда не был. Ленинградский
коллекционер С. Маклаков уговорил Н. Резанова и его музыкантов из ресторана
«Парус», где он тогда работал, записать первый альбом. Запись получила
невероятную популярность, и, в марте 1975 г., Маклаков организовал первую
запись «Братьев Жемчужных» с Аркадием Северным. С тех пор, до 1980 г.,
коллектив Н. Резанова записал с А. Северным более 30 концертов. Я нашел
Николая Резанова в 1993 г. Мы подружились, я предложил воссоздать «Братьев
Жемчужных». Он согласился, и, по моему приглашению, стал штатным сотрудником
Студии «Ночное такси». В течение 13 лет, до своей смерти в 2006 г., он
работал у нас. Все студийные альбомы разных исполнителей, записанные у нас
за эти годы, созданы с его участием. Он привел в нашу Студию и ныне
работающих у нас В. Смирнова и А. Дулькевича. |
2000 г.
На могиле А. Северного:
Н. Корниенко, Н.Резанов,
С.Маклаков, С.Соколов |
|
- Пересекались ли Вы с Аркадием Северным? И как пришла идея проводить
фестивали им. Аркадия Северного?
- С Аркадием Северным я лично знаком не был. Собирал его записи,
восстанавливал их. Когда впервые решил издать их на CD (в 1994 г.), стал
искать наследников. Так познакомился с его дочерью Наташей, которая
впоследствии стала моей женой. У нас 12-летний сын Аркадий, названный в
честь деда. Моя Студия управляет всеми авторскими и смежными правами А.
Северного уже в течение 16 лет, по генеральной доверенности от Наталии
Звездиной, дочери великого российского певца.
Идея проводить фестивали памяти Аркадия Северного пришла мне в 1994 г. За
основу я взял знаменитый концерт А. Розенбаума и «Братьев Жемчужных»,
посвященный его памяти. Мы сделали этот фестиваль ежегодным и сценическим, а
не студийным. Проводим его всегда в Санкт-Петербурге, в первой половине
апреля ежегодно (А. Северный умер 12 апреля 1980 г.). В этом году, 14 апреля
2010 г., пройдет уже 15 такой концерт. Все это снимем, как и всегда, на
видео, издадим DVD и Blu-ray, а покажем на ТВК «Ля-Минор» (НТВ+). |
1996 г.
Н.Резанов, Н.Звездина,
А.Фрумин, С.Маклаков |
|
- Как появилась Ваша студия?
- Студия «Ночное такси» была организована мною в октябре 1985 г.
Начинали, естественно, у меня дома. По сей день не представляю, как это
выдержали мои мама и папа. Жили не в хоромах, а в обычной трехкомнатной
квартире 9-этажного панельного дома в Ленинграде. Я работал и учился в
Ленинградском издательско-полиграфическом техникуме по специальности
«издательское корректирование», работал в крупной типографии: ЛПО
«Типография им. Ивана Федорова», что характерно, по специальности. Затем я
перенес Студию на территорию типографии и зарегистрировал ее как юридическое
лицо. Занимались первоначально сбором старых записей шансона по-русски,
восстанавливали их и показывали людям на дискотеках. У нас была традиция:
все медленные танцы – только шансон по-русски (А. Северный, А. Розенбаум, М.
Шуфутинский, и др.). Мы это делали в Ленинграде первыми. С 1988 г. стали
записывать музыкантов сами. Первый альбом – ленинградский автор А. Духовской.
С 1992 г. Студия располагалась в ДК фабрики «Большевичка». В 1993 г.
занялись радиовещанием, естественно, не забывая об основной деятельности.
Открыли вторую в Санкт-Петербурге FM-радиостанцию – Радио РОКС. В ее эфире
впервые в России появилась радиопрограмма «Ночное такси» (18 февраля 1994
г.). Ну а дальше Вы все знаете. |
|
- Ваше личное понятие жанра шансон по-русски?
- Я воспринимаю стиль шансон по-русски как большое направление современной
российской культуры, включающее в себя много субжанровых направлений:
городской романс, традиционную авторскую песню, авторскую акустическую
рок-музыку, а также ретро-эстраду начала-середины XX века и песни русской
эмиграции. Для меня слова А. Розенбаума «Стихи и музыка – не разделяю вас» -
удачное определение темы, хотя, для шансона по-русски стихи, сюжет – основа.
Музыкальный ряд, на мой взгляд, должен соответствовать традиции французского
шансона – мелодизм, достигаемый с помощью серьезной работы «живых»
музыкантов. |
|
- Над чем Вы работаете сейчас?
- Мы ведем большую работу по восстановлению и изданию записей шансона
по-русски 1970-х -1980-х гг., начиная с 1994 г. Мы обладаем одной из самых
мощных в России цифровых студий для восстановления архивных фонограмм. Эту
огромную работу мы производим постоянно. За этот период мы издали в
великолепном качестве на CD более 30 альбомов А. Северного, все архивные
альбомы А. Розенбаума, все старые записи
В. Крестовского и «Братьев Жемчужных». В 2009 г. мы произвели выпуск серии
«Золото шансона», в которой тематические сборники А. Северного, В.
Крестовского, «Братьев Жемчужных» периода 1970-х -1980-х гг. |
|
- Будет ли Ваша продукция, я имею ввиду и альбомы, и DVD, и Blu-ray связаны
с восстановлением записей прошлого столетия?
- В настоящее время все деятельность Студии отражена на нашем сайте
www.shansonspb.ru. В этом интервью рассказать обо
всем просто невозможно. Если кратко, то занимаемся хорошей певицей Ольгой
Стельмах; регулярно снимаем видео для DVD; первыми в России, с декабря
2009 г., стали выпускать Blu-ray; в апреле проводим очередной, 15 Фестиваль
А. Северного в Санкт-Петербурге. |
|
- А не вспомните какой нибудь интересный случай, курьёз, связанный с
Вашим сотрудничеством с нашими мэтрами шансона?
Когда мы записывали в 1999 г. альбом "Транссибирская магистраль" с
Александром Розенбаумом мы впервые для аранжировки применили самую передовую
программу того времени: LOGIC. Программа открывала невероятные, для того
времени, возможности по аранжировке, синхронизации и редактуре. На записи
произошел забавный случай, как раз связанный с возможностями LOGICа.
А. Розенбаум записывал с гитарой песню «Зима». Он пел ее у нас в Студии
впервые. Спел хорошо, и ушел курить. Пока Розенбаум курил, наш веселый
аранжировщик Виктор Смирнов, используя возможности LOGICа, в синхрон с
исполнением автора сыграл за басиста и барабанщика. А когда вернулся
Розенбаум, он попросил включить записанное. Розенбаум пришел в восторг от
получившегося и сказал: «Ребята, вот слушал сейчас и понял - какой же я
офигенный гитарист!». Мы просто взорвались от смеха, хотя гитарист он
действительно хороший: «Саша, с тобой в долю уже сыграл электронный басист и
барабанщик!!!».
О других подобных курьёзах можно узнать на нашем сайте, мы это периодически
выкладываем. |
2003 г.
А.Фрумин и А.Розенбаум |
|
- Что бы Вы могли пожелать любителям ретро, посетителям нашего сайта?
- Пожелание аудитории этого сайта: оставайтесь всегда смелыми людьми, не
верьте коммерциализации современной музыки – все пройдет, а хорошая музыка
вечна! |
|
Александр Аверьянов
Москва - Санкт-Петербург. 24 февраля 2010 года. |
Сайт студии "Ночное
такси" |
Приложения по теме:
1. В интервью использованы эксклюзивные,
ранее не публиковавшиеся фотографии из личного архива А. Фрумина.
2. Некоторые песни от героев этого интервью, расположенные на этом сайте:
Аркадий Северный - Поспели вишни
Братья Жемчужные - Окурочек
Виталий Крестовский - Чемоданчик
Александр Розенбаум - Гоп-стоп |
3. Ссылки на альбомы Студии "Ночное такси":
альбомы Аркадия Северного
альбомы Александра Розенбаума
альбомы Михаила Круга
|
Материалы интервью принадлежат сайту "Моя любимая музыка", перепечатка и любое использование запрещены. |
|
|