21 апреля 1998 года в Театре Эстрады прошел уникальный концерт. Переполненный зал овацией встречал группу «Арсенал», которую без преувеличения можно назвать одним из самых крупных явлений отечественного джаза. Причем крупных и в переносном, и в прямом смысле. Ведь за двадцатипятилетний период существования — срок для эстрадного коллектива, согласитесь, порядочный — школу «Арсенала»
прошло несколько поколений замечательных российских музыкантов. Многие из них сейчас являются руководителями своих собственных ансамблей, работают в ведущих творческих объединениях нашей рок-, поп- и джазовой сцены в качестве исполнителей-солистов, композиторов, аранжировщиков, звукорежиссеров, продюсеров. Уникальность концерта как раз и состояла в том, что его организаторам — основателю и бессменному лидеру группы Алексею Козлову
при поддержке компаний «RDM» и «АйТи» — удалось собрать на одной площадке практически всех «арсеналовцев», в разные годы участвовавших в деятельности легендарного коллектива. Весенним вечером на подмостки Театра вышли И. Смирнов и А. Куликов, В. Горский и В. Лезов, А. Батурин и И. Томаева, а также многие другие музыканты-сподвижники, продемонстрировавшие и свое блестящее сольное мастерство, и конечно, высокопрофессиональное искусство ансамблевой игры. Не обошлось и без А. Филиппенко с его знаменитым «Козлом на саксе». Концерт, продолжавшийся более трех часов, закончился, как положено, всеобщим джем-сейшном при максимальном «заводе» публики.
Сегодня «Арсенал» — живая история, и ее не изложишь в двух словах. Сам Алексей Семенович выделяет в той длинной и извилистой дороге, которой двигался и продолжает идти «Арсенал», семь основных этапов, связанных с различными художественными задачами и исполнительскими составами. Оставаясь в русле стиля «фьюжн», ансамбль постоянно менял свое творческое лицо, экспериментируя с «классическим» музыкальным словарем, с интонациями русского и восточного фольклора, с элементами рэггей, техно, фанки и даже хип-хопа. Конечно, столь крутые стилистические виражи во многом отражали духовно-творческий поиск самого лидера «Арсенала», который на каждом витке словно стремился отмежеваться от прошлого, все силы и внимание отдавая новому, еще не изведанному. Менялся не только репертуар и манера исполнения, но и инструментарий, и имидж, и более того — состояние души, которым А. Козлову всегда удавалось «заразить» своих коллег и слушателей. В последние годы маэстро сотрудничает с Тамарой Гвердцители, Дэйвом Брубеком, ансамблем Юрия Башмета; сделана запись программы с новым составом «Арсенала».
Однако история «Арсенала» — это и тернистый путь борьбы с официальной культурной политикой, борьбы за право работать, выступать с концертами, записывать пластинки, борьбы за право играть «идеологически чуждую» музыку в условиях отдельно взятого тоталитарного общества. Сегодня молодому российскому меломану, привыкшему к концертам заезжих звезд и изобилию всевозможной музыкальной продукции, возможно, уже кажутся экзотикой воспоминания «ветеранов» о разгонах сейшнов, об обвинениях музыкантов в фашизме, о вызовах в органы и увольнениях со службы... Но для «Арсенала», дебютировавшего в 1973 году с концертной версией крамольной оперы «Jesus Christ Superstar» и испытавшего на собственном опыте жестокий прессинг со стороны представителей власти (действовавших, как известно, по принципу «сегодня он играет джаз...»), все это было сюрреалистичной реальностью. Вопреки запретам, последовавшим за первыми подпольными концертами в московских клубах и институтах, А. Козлову и его сподвижникам удалось познакомить зарубежную аудиторию с таким явлением, как «советский джаз-рок». Но официальное признание пришло далеко не сразу. После устройства в Калининградскую областную филармонию (1976) последовали гастроли по окраинам нашей тогда еще необъятной Родины, без допуска в столицу, затем — поездки на всесоюзные и международные джазовые фестивали, и лишь в год Олимпиады был позволен московский концерт... Наступление в 1986-м долгожданного «можно все, что не запрещено» принесло музыкантам щедрые плоды в виде распада гастрольно-экономических связей, и, как следствие, разрыв с филармонией. Сегодня коллектив, отказавшийся от своего многолетнего «государственного» статуса, является, скорее, «частным предприятием».
Конечно, двадцать пять лет творческой деятельности — отрезок времени, требующий подведения некоторых итогов. Таким событием-«айсбергом» с «верхушкой» в виде упомянутого выше гранд-концерта послужил выпуск записей группы «Арсенал», осуществляемый фирмой грамзаписи «RDM» совместно с компанией «АйТи». Коллекция состоит из четырех компактов, снабженных буклетами с обширными аннотациями самого А. Козлова и охватывающих период с 1977-го по 1990-й год. Каждый диск отражает несколько этапов в творческом пути коллектива, давая представление о наиболее значительных работах тех лет, об изменении исполнительских составов, об эволюции стилистических взглядов и мировоззрения. Но самое, пожалуй, важное — то, что антология включает не только «официальные» версии произведений, изданных ранее на шести долгоиграющих сольных пластинках и различных сборниках фирмы «Мелодия», но и записи из личного архива А. Козлова, сделанные во время гастрольных туров «Арсенала» прямо с микшерского пульта. Благодаря этому цикл «Опаленные временем» предстает не просто переизданием «дел давно минувших дней» на современных носителях, но отражает живую концертную атмосферу, дающую импульс к неожиданным, «сиюминутным» трактовкам уже известных композиций, к свободному импровизированию, к нахождению новых форм и средств выразительности. Ведь в джазе, как ни в какой другой области художественного творчества, нельзя войти дважды в одну реку.
«Я надеюсь на возрождение живого искусства. Люди сейчас потребляют в основном музыкальный жмых, тогда как им необходим натуральный питательный продукт. «Арсенал», в числе немногих, предлагает слушателю, если можно так выразиться, настоящее музыкальное масло», — высказал свое мнение по поводу реализованного «концертно-пластиночного блока» сам мэтр. Остается добавить, что антология группы «Арсенал» кладет начало задуманному фирмами «RDM» и «АйТи» крупномасштабному проекту «Весь этот джаз», который подразумевает не только выпуск пластинок и проведение концертов, но и тесное сотрудничество со средствами массовой информации, разработку особой системы продюсирования и дистрибьюции и, шире, создание определенной джазовой среды.
Елена Савицкая (журнал "Салон Audio Video") |