Александр Градский родился 3
ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области.
Его отец работал инженером на заводе, мать была актрисой драматического
театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была
уехать вместе с мужем на Урал,
куда его распределили после окончания института.
В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе
(инженер-механик), мать руководила театральными кружками, а затем была
литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной
занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне
Расторгуево Бутовского района.
В Москве семья несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963г.), живет в
8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С
1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей, учится в музыкальной
школе по классу скрипки (педагог "ученик Е.Ф.Гнесиной" В.В.Соколов). О том,
насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов
по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее
престижную школу им. Дунаевского - за ним ушел почти весь его "гнесинский"
класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость
многочасовых домашних упражнений угнетала.
В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все
математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и
литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в
тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам)
знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг,
Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении
М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо,
Шаляпин, Джильи, Каллас).
Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного
танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные
гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших
капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому
посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя
возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и
пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность
слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной
коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок:
Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца,
какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной
"фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать
самую современную, по мировым понятиям, музыку. А ведь он был начинающим
музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считает, что
именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную
почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как
Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт:
в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на
улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда.
Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и
гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".
Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время
учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет,
аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке...
В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой
польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в репертуаре два блюза
и один рок-н-ролл Э.Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил
в составе “Тараканов”- твист А.Бабаджаняна “Лучший город земли”.
1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES ...
В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом,
композитором, поэтом, короче - Александром Градским...
В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ.
Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов
(ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья,
по времени создания, советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая
известной и популярной (просуществовала в этом составе не более года).
Репертуар коллектива почти целиком состоит из песен "The Beatles" и "Rolling
Stones". Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой
будущей его музыки и песен отсюда создание им группы СКОМОРОХИ (1966 г.),
ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и
на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие:
Градский пишет одну из известных своих ранних песен "Синий лес", ставшую
впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с
Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа
имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и
Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит)
музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова,
затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской
группы САША И ЮРА). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с
Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под
названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играли на танцах в клубах и
школах западные хиты.
Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) это Владимир Полонский
(ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и
Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего
сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том,
что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял
"чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова
("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова
("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого
А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...
Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на
работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего
композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли
по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не
"засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и
Полонский, иногда они работают в поездке, а А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС
ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый
ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не
поет....
За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с
самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел...
Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо
заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...
Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать
в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл...
1969 год " год поступления А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет
сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует
свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу " Г.Б.
Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров,
Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру,
выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме",
"Скоморохи" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".
Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из
первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и
известных поэтов). Также он обращается к русскому фольклору.
В 1969г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров),
в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и
профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН (впоследствии, вместе с
Ю.Валовым, работает в США в группе САША и ЮРА, одновременно преподает
лингвистику в американском университете), а вместо В.Полонского, перешедшего в
ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем
уехал в США, в настоящее время священник Русской православной церкви в приходе
под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они свободно поют
на три, четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и
навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того
периода не сохранилось...
В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров (впоследствии основатель группы
АРАКС театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие
музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы
А.Пугачевой) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают
Градского и Фокина...
Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного
композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький , Градский обучает Игоря
игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в
Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали 6
первых призов из 8. А три из них - “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” -
получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут
фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время
от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после
сделавший авторскую композиторскую карьеру, и великолепный барабанщик из
Еревана Армен Чалдранян...
Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского
конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции
"Юность", на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и
СКОМОРОХОВ на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов
создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию
рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через 10 лет записано на пластинку).
Тут становится окончательно ясно: СКОМОРОХИ это Александр Градский. О нем и о
группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на
весь Союз.
Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом
и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических
идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем
роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в
которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых
стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение
четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне"), впервые за Полом
Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В
том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP
"Как прекрасен этот мир" ("Джоконда" и "Жил был я"), впервые в Союзе
используется при этом 16-канальная аппаратура.
В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в
их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май,
барабанщик Борис Богрычев...
В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста
Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в
состав СКОМОРОХОВ.
В начале 1973 года Градский и Иванов (И.Саульский к тому времени занялся рядом
других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как
и Ю.Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на
разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский
живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика,
менеджера и композитора).
Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять
не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в
группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей
Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни,
композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое
другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и
один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с
Градским и Ивановым, составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в
записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.
В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями
“Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году, на
одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в
аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины
"Романс о влюбленных" Андрон Михалков - Кончаловский. Он незамедлительно
делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве
певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки...
Небывалый по тем временам случай: 23 - летний композитор (не член Союза
композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму
одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...
Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году первый LP А.Градского
с музыкой из "Романса", за который "Биллбоард" (международный музыкальный
супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за
"выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата).
В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как
"оперный и концертно-камерный певец" (цитата). В том же году становится
лауреатом международного конкурса эстрадной песни Братиславская лира.
Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает
возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в
переполненных залах при огромном ажиотаже публики.
В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых
концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно
необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом
(в тех случаях, когда с ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и
т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского
появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть
официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую
стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные
рокеры...
В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”.
В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не
забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г.Гладкова,
В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он
поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и...
записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова (результат вы
знаете...). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была
"раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день "зажимаются",
несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...
В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни",
а в 1978 г., по совету А.Петрова вторую часть. "Русские песни" первая
рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых
работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как
"вокально-инструментальная сюита".
Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за другой,
вокальные сюиты: "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей",
"Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита",
"Размышления шута" (сборник записей 1971...74 годов, в котором А.Г. доказывает
возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо",
"Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты
Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако
выход их в свет постоянно затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд"
здесь принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978
г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи.
А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются
песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для
существующего режима... Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно
полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.
Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в
Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте
Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя
годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его
словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно
собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного
заведения...
1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью
переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе
трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о
телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ
человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.).
Поначалу его не "трогают", затем, в 1983...84 г.г. кое-какие "неприятности"
случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание"... Градского "со
скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за
границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой
деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции
американцы устраивают ему 15-минутную овацию...
1987 год. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад
Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ,
“Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению
композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.
В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и,
естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг.Светланова и партнеров по сцене,
участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных
для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию
мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...
К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он
выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам
"Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом количество
кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он
постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на
создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства
Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию...
Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его
руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация
двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995
г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных
инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ",
т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра
Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.)
и "ЖивЬем в России" (1996 г.).
Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных
проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли,
Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис,
ГРЭЙТФУЛ ДЕД, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции.
Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в
Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой,
выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The
Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным
репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными
хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек"
,"Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер
Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти
спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на
что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и
переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.
Как говорится: дай Бог...
|